Как устроена система морского образования в другой стране, даже после введения Конвенции ПДНВ, интересно любому моряку. А уж тому кто задумывается о иммиграции, в первую очередь в США и Канаду это просто необходимо знать. Ведь придется не на словах, а на деле подтверждать свой национальный диплом для получения диплома по своей специальности. А это значит, что придется учится в морском колледже в США/Канаде, проходить практику, и только потом снова вернуться к своей, если не должности, то хотя бы профессии.
Увы, по-другому никак. Хотя стоит ли думать о получении морского образования другой страны в свете такой новости, как строительство полностью автономного (без экипажа) и электрического судна ТУТ?
Предлагаю ознакомится со статьей Войтенко Михаила «Немного о системе морского образования США», с моим форматированием.
С чего начинается морское образование в США
Данные по системе морского образования США, опубликованные Морской Администрацией США MARAD летом 2008 года по итогам учебного года, выявили тревожную тенденцию уменьшения числа курсантов, успешно закончивших 7 морских академий страны.
Лишь Академии U.S. Merchant Marine Academy в Kings Point и Great Lakes Maritime Academy могут похвастаться 100-процентным выпуском получивших рабочие дипломы специалистов, хотя общее число увеличилось на 13 человек и составило 856 выпускников. Лишь 12 выпускников решили пойти служить в Береговую охрану.
MARAD надеется увеличить число идущих в Береговую охрану или ВМС страны частично за счет Программы оплаты учебы Student Incentive Payments (SIP), в ближайшем будущем вдвое больше курсантов смогут оплатить учебу по этой программе. Взамен выпускники обязуются 4 года отработать или отслужить на государственной службе. Но кроме прямой службы, все выпускники этого года например, Академии Kings Point, 211 человек, получили вместе с дипломами звание офицеров запаса. К настоящему времени уже 85% выпускников 2008 устроились на работу по специальности в различные судоходные компании как в США, так и за рубежом, а также поступили в ВМС США.
В целом, конечно, не хватает ни выпускников, ни желающих поступать в морские учебные заведения. В течении десятилетий престиж профессии падал, а сравнительно небольшой спрос на морские специальности позволял не обращать внимания на эту тенденцию. Внезапный и бурный рост мирового коммерческого флота застал систему морского образования в США и во всем мире врасплох, и хотя меры по привлечению молодежи на флот принимаются, мгновенной и заметной отдачи, понятно, ждать не приходится.
Морская Администрация США непосредственно руководит Академией U.S. Merchant Marine Academy в Kings Point, а также распределяет фонды и УПС для академий:
- Marine Maritime Academy;
- Massachusetts Maritime Academy;
- Texas Maritime Academy;
- California Maritime Academy;
- Great Lakes Maritime Academy;
- State University of New York Maritime College;
Морское образование в США на примере U.S. Merchant Marine Academy в Kings Point
Странным образом, учреждение Академии практически совпало с учреждением высших инженерных морских училищ в СССР — U.S. Merchant Marine Academy была основана в 1943 году, первые высшие морские училища (Ленинград, Владивосток, Одесса) были основаны в 1944 году. В период между 1874 и 1936 гг система морского образования США была неупорядоченной, по сути отсутствовала. Но трагический пожар на пароходе MORRO CASTLE в 1934 году, унесший 134 жизни, убедил Конгресс США в необходимости упорядочить морское образование и взять его под государственный контроль. В 1936 году учредили Корпус кадетов гражданского флота U.S. Merchant Marine Cadet Corps, разместившийся вначале во временных помещениях, а постоянное место для будущей Академии было выделено в начале 1942 года, в Kings Point, Нью-Йорк.
Академию открыл лично президент США Франклин Рузвельт 30 сентября 1943 года.
Факультеты Академии:
- Marine Transportation;
- Marine Engineering;
- Marine Engineering Systems;
- Marine Engineering and Shipyard Management;
- Maritime Operations and Technology;
- Logistics and Intermodal Transportation;
Профессорско-преподавательский состав:
- 80 человек, 12 курсантов на 1 преподавателя;
Кампус Академии:
- 82 акра (33 гектара);
- 28 зданий;
- собственная гавань с яхт-клубом;
- более 100 судов, катеров, шлюпок, яхт;
Местоположение:
- Лонг Айленд Нью-Йорк, Kings Point, в 20 милях от центра Нью-Йорка;
Библиотека:
- читальный зал на 300 мест, более 180000 томов, в том числе раритетные издания, коллекции карт, лоций, микрофильмы, аудио и видео аппаратура.
Отдых, спорт, развлечения:
- оркестр, хор, газета, Студсовет, Парусная Эскадра, различные клубы по интересам, спортсекции по 28 видам, лекции и концерты, различные общественные мероприятия.
Форма:
- Курсанты носят на территории Академии 4 вида формы. Ношение гражданки, насколько я понял, является привилегией и зависит от успехов в учебе и наверное, дисциплины. Лучшие курсанты могут носить гражданку и на территории Академии, но после 16.00. Рабочая форма – роба, по нашему.
- Парадно-выходная (специальные мероприятия, парады, осмотры) – черный пиджак со знаками, черные брюки, белая рубашка, галстук.
- Для особых торжественных случаев – балы, торжества. Короткая куртка, бабочка, золотые шнуры-аксельбанты.
- Специальная одежда – для занятий физкультурой, для тренировок на различных тренажерах, для работ, в том числе комбинезоны.
- На форме носятся различные знаки, указывающие курс и звание курсанта, а также знаки, отражающие участие курсанта в курсах ВМП (подготовка офицера) и других военных программах, и награды и отличия, если таковые имеются.
Насколько я понял из путаницы сайта (кстати, это наверное, общая болзень сайтов учебных заведений – на сайте ДВВИМУ можно просто заблудиться, разбираясь, что за вуз и кого он готовит), если инженеры, то есть механики, готовятся отдельно по полной схеме, то судоводители готовятся в рамках более общей программы подготовки специалистов по транспорту, получая по окончании определенных курсов и лет рабочий диплом 3-го помощника. Еще я понял, что выпускники достаточно охотно идут служить в ВМС и Береговую охрану, что означает немалые преимущества, которые дает военная служба. Наверное, молодые офицеры в США не имеют проблем с жильем и прочей бытовухой, да и на зарплаты вряд ли жалуются. Плюс гарантированное будущее не олигарха, но обеспеченного человека.
Построение в U.S. Merchant Marine Academy
Интересно бы сравнить количество учебных часов по различным дисциплинам, но нет времени копать так глубоко. Мне все-таки, из поверхностного обзора, показалось, что в американской Академии делается больший упор на подготовку специалиста-эксплуатационника, а штурманское дело на втором месте. У нас, насколько мне известно, наоборот.
Лично я отдаю предпочтение российской системе – все равно безопасность мореплавания важнее, а качественный штурман только тогда качественный, когда он знает основы штурманского дела на базе основательных общих знаний. Скороспелок с определением места по GPS можно подготовить за месяц, но каковы они на деле, мне написал один украинский капитан – в открытом море и океане он поспать еще может, а вот при следовании узкостями, на подходе и т.п. с мостика не уходит, штурманы умеют снять координаты с GPS и перенести на карту, на большее – даже определение по РЛС, их не хватает. Но дело не только в определении места, а главным образом в том, что глубокие знания в сочетании с опытом дают внутреннее понимание судна и его места в окружающей действительности, всех физических процессов на судне и вокруг него. Специалист с такой подготовкой легко освоит GPS и плоттеры, ЭКНИС и различные компьютерные программы.
Не думаю, конечно, что в американской Академии готовят обезьян с GPS по укороченной программе, но уверен, что штурманы российского разлива как минимум, не уступают американским. Уверен также, что если человек, проработав некоторое время в море, идет в судоходную компанию и становится эксплуатационником, а то и судовладельцем, он при наличии склонностей и способностей к бизнесу будет тем сильнее конкурента, чем обширнее его знания и глубже образование.
Президент США открыл эту Академию, но на этом связь президентов страны с Академией не окончилась – насколько я понял, действующие президенты регулярно посещают церемонии выпуска. Не то это традиция, не то отдавание должного роли судоходства в экономике страны и мира.
Оригинал: Войтенко Михаил / http://www.odin.tc/disaster/usmma.asp
Вместо вывода
Касательно морского образования в США, для моряков планирующих иммиграцию в США. Могу сказать, что мне только однажды довелось видеть «живьем» ст.механика, правда гражданина Канады, который после иммиграции решил продолжить работать в море. Так вот, ему пришлось поступать в морской колледж в Канаде. Сдавать недостающие предметы или предметы у которых на родине было меньше часов.
К слову сказать, это была значительная часть предметов. После этого, действующему ст.механику пришлось идти на судоремонтную практику на СРЗ мотористом, а затем в море, что бы набрать необходимый ценз для получения канадского диплома механика. По его словам, это заняло у него около 2 лет.
Путь не легок и не быстр, но вполне возможен. Так как с работой, после получения гражданства и диплома, проблема не возникнет. Хотя и не без вопросов, т.к. работа на ВВП, что штатов, что Канады не отличается большими зарплатами.
Возможно, так же могут быть интересны:
[…] Продолжение рассуждений о морском образовании в США/Канаде можно посмотреть тут: Морское образование в США. […]
[…] Продолжение рассуждений о морском образовании в США/Канаде можно посмотреть тут: Морское образование в США. […]
[…] Намного ли отличается морское образование за рубежом, посмотрите на примере поста: Морское образование в США. […]
[…] Морское образование в США; […]